ТеренСтеп |
TerenStep |
|||
|
|
|||
|
||||
Математика - призыв судьбы |
||||
“Я еще с детства хотела работать с детьми и моя мечта
осуществилась. Нет у меня никаких орденов и высоких наград, но все, чего я
достигла, для меня дорогое.” Каждый человек приходит в этот мир с миссией, которая определяется
Богом, ее дар тоже прогнозирует Всевышний. У педагога, отличника образования
Украины Васильченко Валентины Ивановны дар - быть учителем, который соединяет
в себе талант мудрого высококвалифицированного специалиста, воспитателя,
учителя учителей. О профессии учителя знала еще с детства все.
Родилась в голодных 1933 года в селе Каменный Колодец Грушкивского района,
Одесской области (в настоящее время Ульянивский район Кировоградской области)
в семье сельского учителя Нагорного Ивана Тимофеевича, человека большой души
и искреннего сердца. От отца приняла этот большой дар - быть учителем. Воспитывалась в учительской семье (отец, дедушка,
брат, сестра были учителями), учительской династии более 500 г. По-видимому, учительницей
стать ей судилось. “Я еще с детства хотела работать с детьми и моя мечта
осуществилась. Нет у меня никаких орденов и высоких наград, но все, чего я
достигла, для меня дорогое, а головне - благодарность учеников». А они не забывают свою любимую учительницу. Приходят и по праздникам
и в будень услышать мудрый совет, просто побеседовать о наболевшем. 1940 год.
Наступило время идти к школе. Успешно закончила первый класс, а дальше
- страшная беда - война. «Первым детским воспоминанием о ней в моей памяти
была встреча с фашистами. Подъехали на мотоциклах немецкие солдаты и из колодца
деда брали воду, купались. С того времени в селе установили немецкую власть.
В школе, где я училась, была жандармерия. Здесь за любое нарушение истязали
моих односельчан”, - вспоминает Валентина Ивановна. А еще рассказывает, как в 1943 году
приходилось сидеть дома со своим маленьким племянником. Потому что Нина, его
мама, боялась, что заберут в Германию на принудительные работы, и ей
приходилось скрываться. За годы оккупации в школе были занятия лишь в
начальных классах. Школу открывали на месяц. 3 недели в год. Но учеба
контролировалась жандармерией, полицаями. Они приходили на уроки и проверяли,
рассказывает ли учительница о партии, о Сталине. Вырывали листки из книг,
зачеркивали. Приходил также поп и учил закону Божьего. Да, учась по месяцу в
каждом классе, Валентина Ивановна закончила ІІ и ІІI классы. В 1944 году
пошла в четвертый и училась уже полностью.
Вскоре после освобождения села (12 марта 1944 г.)
забрали на фронт отца. Это произошло 15 марта. Много слез и горя принесло это
событие. Дома остались старушки
дедушка, бабушка и мама, которая тяжело болела. А, следовательно, вся работа
ложилась на детские плечи. Больше всего приходилось на Валентину и ее сестру
Рая. Вместе они работали и в колхозе,
где сапали, а затем копали свеклу, и по хозяйству. Не одноразово приходилось
ехать на завод разгружать машину со свеклой. Каждый год на фронт нужно было
сдать 40 килограммов мяса, а также молоко, яйца. Этих продуктов дома не было,
потому, приходилось покупать. Денег в семье не было, хлеба также. Дети ходили
на поле и в котомки собирали колосочки. Не могли дождаться, пока будет хоть
ведро, чтобы смолотить на муку и спечь корж или блины. Это запрещалось делать,
собрано нужно было отнести на ток. -
Вспоминаю, как мы с подругой Милею и сестрой Раею пошли по колоски.
Насобирали маленькие котомки (размером
с карман) и не заметили, как на поле выехал объездчик на кони. Нам едва
удалось убежать. Молотить собрано ходили на жернова к соседу. Дядя Павел брал
из каждого мирчук (миску муки). В осенью 1945 году Валя пошла до 5 класса,
который закончила “на отлично”. В весной 1946 году вернулся из фронта отец.
Казалось, всем неприятностям пришел конец и жизнь наладится. Но
все не так произошло, как думалося. Большая
засуха и неурожай в 1946 году принудили Ивана Тимофеевича с дочками Валею и Раею, сыном Виталием
ехать на работу в Западную Украину,
чтобы как-то прокормить других членов семьи. Так они попали в город Рогатин
Станиславской области (в настоящее время Ивано-Франковск). Здесь отец
устроился работать учителем в средней школе, а впоследствии стал директором
базовой школы для студентов, выкладывал математику. Валя пошла до 6 класса. Брат поступил на
учебу к педучилищу. А все заботы по дому легли на хрупкие детские плечи. После фронта здоровье отца ухудшилось (он заболел
на туберкулез и в Рогатин приехал уже больной). До осени жили втроем: отец,
Виктор и Валентина. Занимали огород. Перед Паской отец поехал отвозить маму с
братом Толею. А когда вернулся, то совсем заболел. В мае, во время экзаменов,
его забрали в санаторий в город Ивано-Франковск. Но через две недели получили
телеграмму, в которой сообщалось, что отец умер и тело его похоронили в
братской могиле. Впоследствии дети вернулись домой в Каменный Колодец. Тогда
Валентина решила стать учителем математики, как папа. Уже осенью сестра Нина помогла поступить в
Первомайское педучилище. Но через неделю Валя вернулась домой. “Я никак не
могла смириться со смертью отца и все время плакала. Дома дедушка отвел в
школу и меня зачислили до 8 класса”, - вспоминает Валентина Ивановна Так в сельской школе она закончила 10 классов.
Училась хорошо. По окончании десятилетки поступила к Уманскому
государственному учительскому институту на факультет физики и математики. По
завершении, в 1953, судьба забросила ее в степную Новгородкивщину. Ее
направили работать в среднюю школу, учителем физики и математики. Но так
случилось, что уже 1 сентября 1953 года переступила порог Новоандреевской
семилетки учителем математики. Если бы можно было вернуться на 57 лет назад, то
мы бы увидели стыдливую хрупкую девушку с длинными косами, которая в конечном
итоге досталась своего первого места работы. Педагогический коллектив Новоандриивской
семилетки принял молодого учителя в свою школьную семью. «Тяжелые были первые годы работы, - вспоминает Валентина Ивановна, - в
Уманском учительском институте дали добрую теоретическую подготовку, но
педагогической практики не было, потому что учились по сокращенной программе(
не хватало учителей, особенно в сельской местности)”. Училась у опытных
учителей Косуль Олександри Григорьевны, Дудченко Антонины Андреевны,
Макаренко Галины Игнатьевны... Шаг за шагом овладевала нелегкий учительский
труд Говорит, что сначала было тяжело работать, но впоследствии привыкла.
Классы были большими и на помощь приходили старшие учителя: Богашова Полина
Павловна, директор школы Кириченко Кость Васильевич. В 1954 году
в селе Рибчине организовывалась семилетняя школа и Валентину Ивановну
перевели туда на работу. ”По-видимому, первых учеников больше всего помнишь”,
- с улыбкой говорит Валентина Ивановна. Из маленькой сельской школы ученики
ездили на районные и областные олимпиады из математики и физики и становились
призерами: Духовный Анатолий, Бойко Мария, Панченки Вера и Анатолий,
Подденежний Григорий стал студентом Харьковского политехнического института,
а по завершении - преподавателем высшей математики. Проработав в Рибчинский
школе 16 лет, Валентина Ивановна опять вернулась на работу в Новоандреевку Первыми учениками семилетней Новоандреевской школы
были: Скипа (Лифанчук) Нина, Гапченко Василий, Пасичниченко Григорий,
Андрийчук Варвара, Андрийчук (Кутепова) Мария и другие. Учителя школы
принимали участие в художественной самодеятельности в сельском клубе. Ставили
пьесы, проводили агитационную работу среди населения, читали лекции на фермах
и других подразделах. С 1971року
школа перешла работать за кабинетной системой. Много усилий приложили учителя
Валентина Ивановна, Макаренко Галина Игнатьевна и директор школы Дорошенко
Павел Павлович, чтобы оборудовать кабинеты математики и физики. Приобрели
аудио и видеоаппаратуру, систематизировали дидактичный материал, изготовили
картотеку... Валентина Ивановна была заведующей кабинетом
математики. В школе работал математический кружок «Юный математик”, которого охотно посещали ученики. Проводились недели
математики, викторины, многообразные турниры. До позднего вечера
засиживались(вместе с родителями, которые учились в заочной школе) над
изготовлением приборов, схем, таблиц, решали интересные математические
задачи. Ее ученики были призерами районных и областных олимпиад: Макаренко
Владимир, Стебнюк Галина, Мартинюк Владимир - призеры областной олимпиады,
Ткаченко Сергей, Ткаченко Юрий, Макаренко Александр, Васильченко Ольга,
Дяченко Юрий, Демченко Лариса, Васильченко Лидия, Неопрятний Андрей... Ретивость в работе, добросовестное отношение к
обязанностям, искренность, доброжелательность, уважение к человеку, огромная
работоспособность, ответственность, любовь к предмету передавалась и ее
воспитанникам. В первую очередь -
двум дочкам, которые продлили
учительскую династию. А наименьшая Лидия избрала инженерную специальность,
где непосредственно применяет знания, приобретенные на уроках математики. Многие выпускники избрали профессии, которые
связаны с математикой. Среди них есть инженеры: Подденежний Г., Бойко
П., Крижанивский., Митина О., Гаманенко Г., Ткаченко Ю., Макаренко О., Васильченко Л., Бондаренко В.; летчики:
Іванченко В., Іванченко В.; экономисты: Стебник Г., Стебник С., Пасичниченко
С., Шульга Л., учителя: Макаренко Г., Люба ненкоВ., Васильченко О., Горела Т. Любовь к математике передала бабушка и своим
внукам Владиславу (закончил КДТУ за специальностью - экономист, работает
финансовым директором одной из фирм г. Донецка, Олесе (учится в Киевском
Национальном Авиационном университете) и Игорю - студенту Киевского
Национального университета технологий и дизайна. Воспитала трех дочек. Алла Павловна и Ольга
Павловна избрали профессию учителя. Династия продолжается. В 1989 году пошла на заслуженный отдых, отработав
на учительской ниве 38 лет. Но каждый
раз совет видеть своих коллег, учеников-выпускников, а головне - учителей, с
которыми работала, а именно: Кумпан Нелю Данииловну, Макаренко Валентину
Лукивну, Ликаренко Виктора Яковлевича, Деморенко Любовь Михайловну. За плодотворный,
добросовестный многолетний труд
Валентина Ивановна получила звание “Отличник народного образования”. Была
награждена почетной грамотой Министерства образования УССР, грамотами
областного и районного совета, благодарностями, имеет удостоверение “Ветеран
труда”. В каждого из нас был, есть или будет Учитель. Это
то, кому доверяем свою судьбу, кто верит у нас невзирая на неутешительные
прогнозы других, нередко и родителей, и ведет за собой. И сколько бы нам не
было лет, каких бы мы высот не достигли в жизни, и образ любимого учителя
будет жить в памяти и сердце навсегда. |
||||